Мемуары И. В. Корзун. Часть IV - После альпинизма. Глава 3. Туризм без Имы, 1974 - 1989.
Часть четвертая
Глава 3-10

Лето 1982 г. 24/ VII -19/ VIII Карелия Онежское озеро

Кяппесельга (1 день); Шайдомское озеро, река Шайдомка (2 дня);
Лижмозеро и река Средняя Лижма (9 дней); Кедр-озеро (2,5 дня);
река Нижняя Лижма, Тарсим-озеро, обносы, деревня Лижма (1 день);
Лижменская губа Онего (4 дня); поселок Уница (1 день); Уница-Кяппесельга.

Участники

•  Хелковская Катя
•  Дайбог И.С.
•  Корзун И.В.

Пожалуй маршрут этого лета самый многочисленный и в то же время самый короткий и "отдыхательный" из всех наших водных маршрутов. В то же время он разнообразный и красивый, а то что все трудности и обноска укладываются в один единственный день нисколько не портят впечатления. Ехали мы двумя группами, сначала прибыла основная команда, а через 3 дня отставшие по уважительным причинам Володя Кизель и Нелли Казакова. Впервые мы ехали налегке, сдав все 30 тяжелых мест в багаж. В 11 часов проезжали Петрозаводск и там на перроне Виталия встречали местные туристы и сказали, что на нашей станции Кяппесельга нас встретит специально высланная вперед девушка Лена, которая обеспечит нам машину для груза до Шайдомского озера. Вот что значит ехать со знаменитым Виталием Абалаковым. В 14.43 прибыли в Кяппесельгу, точно по расписанию. Не могу удержаться, чтобы не похвалить эту Северную дорогу. Поезда по ней ходят разные: и очень шикарные и очень старые и грязные, но какой бы ни был поезд, не помню ни одного случая опоздания ни этой дороге больше, чем на 3 минуты, точнее, чем пригородные московские электрички. А вот посадка на поезд на маленьких станциях, особенно ночью и с большим грузом, действительно представляет серьезную проблему и часто определяются добросовестностью и даже характером проводника вагона, в который предстоит садиться, поэтому мы и попробовали ехать без багажа. В Кяппесельге нас действительно встретила милая девушка Лена и машина у нее была уже подготовлена, но тут оказалось, что багаж наш еще не прибыл. Мы сдавали его за несколько дней до отъезда и думали, что он нас уже дожидается, но... увы. Мы здесь, машина здесь, а где багаж? На станции никого, начальник обещал заняться нами и исчез. Посмотрели на расписание, увидели, что следующий останавливающийся здесь поезд будет только в 18 часов, значит начальник перед этим обязательно придет. Девушка Лена успела уже договориться о нашей ночевке в доме приезжих и мы уныло двинулись к нему. Поселок стоит на болоте, иногда проход только по мосткам. Дом приезжих совсем маленький, разделен на две половины. В одной половине места для всех не хватило и мы с Верочкой (не Шер, а Абрамовной) устроились во второй. Устроили импровизированный обед с помощью пожертвованными нашими соседями чайника и электроплитки. К шести мы с той же Верой пошли на станцию выяснять ситуацию с багажом: оказалось, что в нашем поезде багажный вагон есть, но бывает он только через день и как раз был сегодня, но наш багаж не прибыл, значит с нашим поездом он может прибыть только через день. Но есть и другая возможность: каждый день ходит специальный багажный поезд из Ленинграда и заполняется он багажом, прибывающим из самых различных городов. В Кяппесельгу он прибывает в 22 часа, но бывают случаи, когда багаж ждут неделями. Вот и облегчились! Поужинали вместе с петрозаводской Леной, погуляли и пошли встречать багажный поезд к 10-ти вечера, а заодно и проводить Лену в Петрозаводск на 23 с минутами. Багажный поезд прибыл точно по расписанию и мы с трепетом подошли к багажным вагонам. Ни в одном двери не открываются и пошедшая вместе с нами местная "багажная дама" сказала, что значит ничего нет. Вдруг дверь одного из вагонов открылась и два веселых парня начали подтаскивать к ней наши 30 багажных мест. Разгрузились в один момент, тут же подошла грузовая машина и мы поехали в дом приезжих, тепло попрощавшись с Леной, которая угробила на нас целый день, и отправилась в Петрозаводск только убедившись в нашем полном благополучии. А мы решили, что придется Виталию приехать в петрозаводский клуб с докладом, о котором они его просили. Так началось у нас лето. Два дня мы прожили на Шайдомском озере. Озеро небольшое, очень мелкое и полное раков. Дочка Шерочки Лена и дочка Лены Ведениковой - Хелковской, Катя, с увлечением ловили раков, причем Лена бесстрашно брала раков руками, а Катя ловила сачком. Надо сказать, что особым успехом в нашей компании раки не пользуются. Кстати у нас две Веры и две Лены. С Верами мы уже давно привыкли называть одну Шера, а вторую просто Вера, а вот с Ленами часто путаемся. Я для определенности буду называть их Лена В. и Лена Ш.

Через два дня мы встретили по "первому разряду" приехавших опять точнехонько по расписанию Нелли и Володю. Не торопясь собрали все байдарки и распределили участников. Наша с Исаем байдарка давно называлась ИР.ИСом, а Лена Ш. быстро выдала имена остальным байдаркам: КАКИ (Казакова, Кизель), Абалаки, ВЕРуЛЕНА (их две), а байдарку с Юрой и Катей назвала Дед и Катя (правда мы чаще называли ее просто Юриной). На всю флотилию получилось:

Ирис, Каки, Абалаки, ВеруЛены, Дед и Катя.

А палаток получилось не шесть, а пять, потому что у клана Ведениковых была огромная палатка под названием: Паук. Дежурство по байдаркам, так как в отличие от привычных байдарочных пар, жить в палатке я буду, начиная со следующего лагеря, не с Исаем, а с Нелли в Володиной палатке, а Володя переберется к Исаю. Дежурство сохраняется по байдаркам.

Уже на следующий день после приезда Володи и Нелли (28 июля) в 16.30, проплыв 6-ти километровую реку Шайдомку, мы вплыли в Лижмозеро, которое было настолько хорошо, что мы прожили на нем 9 дней. Это большое озеро длиной 34 км. и шириной более 20-ти км. В нем есть все что составляет счастье байдарочных туристов: красивые пейзажи, прекрасные места для стоянки (у нас было 3 лагеря в различных местах озера), 3 больших и совершенно разных острова и множество мелких живописных островков, красивые, удобные для прогулок леса, много рыбы, много ягод и грибов. Особенно хорош остров Большой, на котором есть даже деревня и где у нас было 2 (из 3-х) лагеря. Юра с Катей уносились иногда под парусом на середину озера. Мы с Нелли совершали вдвоем обследование следующего по величине острова Сеняг. Бывали дни когда мы приносили по два двухлитровых ведерка земляники. Наши рыбаки (Абалаки и Шеры, а также Ведениковы) привозили по вечерам полные мешки щук, окуней и подлещиков. Питались разнообразными дарами природы, лакомились по вечерам земляничным вареньем и черникой со сгущенкой и жили, как дачники, купаясь по несколько раз в день в любую погоду. Пожалуй единственным недостатком нашего чудо озера являлось великое множество комаров, но где и когда Карелия бывает без комаров? Наверное только зимой. За эти же дни мы вылечили окончательно Шерочку и ее дочь Лену, приехавших больными еще из Москвы.

В конце концов, устыдившись своей бездеятельной растительной жизни, мы 6-го августа тронулись со своего насиженного места по намеченному ранее маршруту. Надо сказать, что на Лижмозере ветры бывают часто и тогда озеро покрывается высокими волнами с белыми гребешками и переплывать его очень трудно. Нам повезло, было тихо и очень скоро мы вошли в Кяппесельговскую губу. Из нее по 11-ти километровой реке Средняя Лижма нам предстоит доплыть до длинного (19 км), но узкого Кедр-Озера. Среднюю Лижму мы прошли за 2 часа 40 минут без особых затруднений. Были на ней длинные перекаты, но почти всегда с четко выраженной струей, и мосты с низкими пролетами и сильным течением, но в большинстве случаев проходимые даже без предварительного просмотра. Войдя в Кедр-озеро мы остановились в 15 часов в самом его начале на высоком бугре, к которому приводит правый рукав Средней Лижмы (речка на входе в озеро разделяется на 2 рукава). Внезапно, без заметных изменений погоды, сильно похолодало. Вечером по Юркиному приемнику мы узнали, что в Карелии ночью ожидаются заморозки, а завтра дневная температура не будет превышать 7-10 0 С. На берегу Кедр-озера расположен поселок совсем рядом со станцией железной дороги, называемый Новый поселок, и в нем есть хороший магазин. Поскольку давно уже ощущалась необходимость пополнения наших хлебных запасов, с утра решили снимать лагерь и плыть к магазину. Ночь действительно была очень холодной, все перемерзли и вытащили запрятанные теплые вещи. Утром температура +6 0 С, но светит солнце. К поселку подплыли через 1ч.15 м. после выхода в 10.30. Разбились на 3 группы: первая в магазин, вторая на почту и третья (мужчины) караулят байдарки. Накупили уйму продуктов (38 кг.), быстро распределили по байдаркам и в 13ч.20м. уже отплыли и пошли вдоль правого берега. Остановились перекусить и поплыли дальше. Озеро очень живописное: красивые скалистые берега, причудливой формы маленькие островки и при этом удивительное, уже предвечернее освещение. Наш ИРИС и КАКИ идут последними, все время стараясь поймать удачный кадр. В 17.30 подплыли к причудливой форме скалистому холму и всем очень захотелось на нем остановиться, хотя выгружать байдарки очень тяжело: приходится затаскивать их на скользкие, покрытые водорослями камни. Абалаки поплыли дальше, но скоро вернулись и несмотря на ворчание Исая мы начали выгрузку на "Орлиную скалу" как мы ее окрестили. Прямо перед нами три очень красивых островка. На другой стороне озера видна ЛЭП, деревенька и, видимо очень близко проходит железная дорога, так как регулярно слышен шум поездов. Комары не дали посидеть у костра, опять потеплело. Следующий день ходили вдоль берега, несколько раз пытаясь проникнуть в лес, но он всюду оказался сырым, мусорным и пустым (с точки зрения грибов и ягод), хотя за ужином Шерочка сварила вкуснейший кисель из небольшого количества черники, принесенной гуляющими, а ужин наши дежурные ВеруЛены Ш подали шикарный - вкуснейшие жареные грибы, которые принесли из "пустого леса". Виталий и Валя. После ужина сидели на Орлиной скале последний раз любуясь Кедр-озером и слушая последние известия. Завтра нам предстоит трудный день. Судя по описанию маршрута завтра нас ждет самый трудный участок маршрута и "переволоки" и проводки и обносы.

На следующее утро (9 августа) Абалаки, вставшие как всегда раньше всех, нашли сравнительно приличное место для погрузки байдарок и благополучно погрузившись мы отплыли в 10.45, а уже через час высадились сразу за какой-то деревней, у истока реки Нижней Лижмы, длина которой всего 5 км. Однако, судя по описанию, на ней 3 серьезных порога, первый из которых сразу за мостом, с которого и начинается река. Мы с Юрой пошли по дороге вдоль берега посмотреть что нас ждет. Под мостом слив с перепадом 1 м., а потом начинается порог, длиной 1,5 км. вплоть до маленького Тарисим озера, на другой стороне которого продолжается река Н. Лижма. Юра, Шерочка и я захотели проплыть порог на байдарках, Лена Веденикова захотела провести байдарку по порогу, идя в болотных сапогах, а Абалаки и КАКИ решили перевезти собранные байдарки на тележках, так как дорога по берегу к Тарисим озеру очень приличная. Перед тем как проходить порог мне пришлось поуговаривать Исая, который свой старенький Луч жалел, холил и лелеял. Разрешение я получила только после того, как я сказала, что мне очень хочется пройти порог и я постараюсь уберечь байдарку даже ценой собственного купания. В 13 часов началось. Лену В. мы обошли очень быстро. Потом я засела на камне посередине реки и Шера проскочила мимо меня. Впереди Юрка на перекате вылез из байдарки и пытается вывести ее на струю. Со своего камня я благополучно слезла и благополучно проскочила перекат, вылезя из байдарки только один раз на мелком месте и пару раз "чиркнула" носом байдарки по камням. Вот уже и Тарисим озеро видно и я вижу как вплыли в него Юра и Шера, и тут у меня весло запуталось в прибрежной ольхе, нос байдарки воткнулся в берег на самой мощной струе и мне стоило больших трудов его освободить, после чего и я благополучно вплыла в 13ч.15м в Тарисим озеро. Пристав к берегу я первым делом бросилась придирчиво осматривать свою байдарку. Слава Богу цела, а вот у Юры оказался пробой оболочки и сломанный стрингер. Тем временем стали подходить тележечники. Абалаки шли не разгружая байдарки и одно колесо не выдержало, сломался обод. А вот КАКИ с разгруженной байдаркой проехали всю дорогу благополучно, а идущие по берегу принесли их вещи. Юра клеится и чинится с помощью Исая. Чтобы не терять времени устроили "перекусон" и уже в 14ч.45 мы выплыли дальше и пересекши Тарисим озеро вплыли в тихую, поросшую камышами реку. Уже через 15 минут увидели железнодорожный мост, за которым сразу (по описанию) длинный 1,5 км. порог. Пристали к левому берегу реки просматривать дорогу. Порог мощный с четкой струей и местами большие стоячие волны. На выходе из порога река разветвляется на два рукава, становится мельче, появляется много камней. Будем проходить по одному, остальные пойдут по хорошей дороге. Байдарку Нелли поведу я, т.к. ни у Володи, ни у Нелли нет высоких сапог. Впереди идет Вера, потом Юра, Лена В., Валя, я и замыкающим Исай. Все очень удачно проскочили основную часть порога, но на выходе всем пришлось выскакивать из байдарки и направлять их в обход камней на "струю". В этом процессе мою байдарку натащило на камень, развернуло поперек реки и выправить ее было очень трудно. В борьбе с байдаркой я поскользнулась, уселась на камень и, естественно, меня залило водой, включая сапоги. В конце концов я вскочила в байдарку и пустила кормой вперед, но ее тут же опять развернуло. Мне на помощь пришел Юра, придержал байдарку и помог направить на струю. В 15.50 все одолели порог опять сидели в своих байдарках и уже по двое благополучно прошли еще под двумя мостами и увидели впереди крыши домов поселка Лижма. По описанию дальше обязательный обнос и мы даже не просматривая порог пристали в 16.10 и начали разгрузку. Воспользовавшись остановкой я переоделась и превратилась в не очень полноценного матроса, так как без сапог могла работать только на берегу. Место для вытаскивания байдарок отнюдь не самое удобное и мы все изрядно попыхтели, пока поднимали на высокий травянистый берег все шесть байдарок. Юра и Лена В. быстро собрали тележку и повезли первую байдарку. Виталий и Володя перевозили свои байдарки на уже починенной Виталиевой тележке. Обе тележки оказались вполне работоспособными. Для сокращения пути по деревне местный житель любезно разобрал часть своего забора, чтобы пропустить нас через свой двор. Работа закипела. Четверо перевозили байдарки, остальные переносили грузы. Обнос не длинный, метров 800 и в основном по очень приличной дороге. Перевозка байдарок и переноска грузов закончились почти одновременно и к 18-ти часам все наши лодки и грузы оказались на топком берегу левого рукава реки. А грозного порога так никто из нас и не увидел. Пока одни занимались погрузкой, другие отправились в магазин. В 19 ч. мы уже плыли по Лижменской губе Онежского озера. Губа узкая, не более 500 метров ширины и сейчас к вечеру тихая, тихая, но местные жители сказали, что с утра тут бушевало так, что плыть на байдарках было нельзя. Километрах в полутора от селения не противоположном берегу губы мы остановились в 19ч.20м. на живописной лужайке вполне подходящей для лагеря. Завтра (10 августа) будет дневка, так как Лена В. должна уезжать в Москву, а вместе с ней предполагается отправить и Юркину байдарку и все оставшиеся Ведениковы поплывут дальше на большом “Салюте”. За сегодняшний переход с обносами все изрядно устали и сразу после ужина в 21 час разошлись по палаткам, однако заснуть удалось очень не скоро. К нашей полянке одна за другой стали приставать моторки и лодки с парнями и девушками. Крики, смех, визг - тут не до сна. Володя с Исаем раза три вылезали из палатки, вступали в общение с ребятами и охраняли наш покой. На следующее утро мы с Исаем дежурили и я вылезла из палатки в 8 утра. Небо серое, температура +14 0 С, ветер тоже только проснулся и начал задувать. Однако уже во время завтрака по Лижмгубе заходили волны с белыми гребешками, небо потемнело, нахмурилось. Похоже, что лето на Онеге кончилось. После завтрака вся женская часть клана Ведениковых вместе с Нелли пошли на станцию Кедр-Озеро разведать обстановку с Лениным отъездом и попытаться позвонить в Москву. Виталий с Валей отправились в С. Лижму попробовать купить Виталию кеды, а Володя с обеими Шерочками просто погулять. В лагере мы с Исаем и Юра, разбирающий байдарку и готовящий ее к отправке. Абалаки вернулись пустыми, промтоварный магазин закрыт по невыясненной причине уже второй день. Володина компания дошла до мыса, разделяющего Лижменскую и Черго губы, нашли хорошее место для стоянки и принесли несколько грибочков. Потом подошла Нелли, купившая чудесных помидоров и огурцов, а Виталию распрекрасные кеды. И наконец, уже к концу обеда вернулись Вера и девочки, так и не созвонившиеся с Лениным мужем Никитой. Во время обеда начался дождь и быстренько разогнал всех по палаткам, так что чай мы с Исаем разнесли уже по палаткам. Дождь утих только к ужину и позволил нам посидеть у костра до 23-х часов с опаской провожая взглядом каждую пролетающую мимо моторку, но никто к нам не пожаловал кроме дождя, под шум которого спалось отлично.

Следующий день был посвящен отъезду Лены В. с байдаркой. Проводили сравнительно благополучно, но все-таки ей с таким грузом не позавидуешь. Правда удалось связаться с ее мужем Никитой, так что встреча в Москве обеспечена. Посадив Лену на поезд по дороге в лагерь удалось посмотреть на порог, который мы обносили. Порог довольно бурный, струя сильная, очень неприятный прижим к правому почти отвесному берегу, причем сразу после поворота, дальнейший его путь скрыт деревьями. Пожалуй хорошо, что обнесли. После проводов вернулись домой, когда оставшиеся уже ужинали. Вечер великолепный - сияет солнце, вода тишайшая, удивительные закатные краски. Молим о хорошей погоде. Солнце заходило чисто, но в последний момент нырнуло в неизвестно откуда появившееся огромное облако, напоминающее горный хребет. Температура +11 0 С. Утро (12 августа) солнечное. Мы быстро собираемся, но дождь нас опередил. Абалаки, как наиболее шустрые даже палатку успели снять. Сидим по палаткам, вокруг совершенно беспросветно, низкая серая муть и нескончаемый мелкий дождь, который кончился только к 17 часам. Пошли на мыс, отделяющий нашу Лижменскую губу от Черго-губы. У нас тихо, а в Черго видны волны с гребешками. Несмотря на постоянные набеги мальчишек, решили переночевать здесь, а завтра что Бог даст. По радио сообщили, что завтра в Карелии повышение температуры до 15-20 0 С, но дожди и грозы. За ужином даже обсуждали возможность вынужденной эвакуации. Но следующее утро чудесное. Вот и верь прогнозам и приметам: и Пятница, и 13-е число, а тишина такая, что не верится, что вчера мы не вылезали из палаток. В 10.30 все уже на воде. Нужно скорее пересечь Черго-губу. Онего известно своим непостоянством и даже коварством: волну может нагнать буквально за 5 минут. Пересекли, и уже в 12.30 пристали отдохнуть в маленьком заливчике. В 13 часов отплыли и тут выяснилось, что озеро уже отнюдь не зеркальное. У нас на глазах волны становятся все выше, вот уже и белые гребешки появились, а ветер все крепчает и начинает заливать байдарки. В 13.40 пристали к небольшому песчаному пляжику. Для байдарок место великолепное, но лес мусорный, палатки ставить негде, зато много черники, к ужину будет варенье. Волны уже захлестывают пляж, байдарки пришлось разгрузить и оттащить подальше. Все разбрелись кто куда, особенно не удаляясь, а вдруг стихнет и мы сможем войти в Уницкую губу. Ужинали в основном дарами природы: жареные грибы и чай с вареньем. Сегодня у нас всего 2ч.40м. ходовых. До плеса Онеги и, следовательно до выхода в Уницкую губу идти предстоит, вероятно, еще столько же. Если смотреть на юг вдоль Черго-губы, то полное впечатление, что смотришь на настоящее море: никаких берегов не видно, только маячат вдали несколько островков. Кое-как растыкали свои палатки и легли спать под шум прибоя. И с утра озеро также шумит и плещет о берег, еще и небольшой дождик прибавился. Никакой ясности с выходом, но зная переменчивый нрав Онего, мы опять готовим вещи, не снимая палаток. В 14 часов выглянуло солнце и стало тише. После обеда все еще солнце и мы наконец рушим палатки и грузимся, а в 16.20 отплываем. Идем под защитой берега. Один мыс сменяется другим и при приближении оказывается вовсе не мысом, а маленьким выступом берега. Через два часа хода берег начинает закругляться, похоже, что мы что-то огибаем, впереди явно выраженный мыс. Огибаем его, пробираясь между торчащими тут и там камнями и внезапно ветер стих, как будто получил команду, так же как мы получили команду Виталия остановиться за мысом. А обогнув мыс поняли, что мы в устье Уницкой губы. За нами большое Онего, бескрайное и безбрежное, сейчас вдруг ставшее таким тихим и мирным. А впереди Уницкая губа, здесь не широкая, около километра; она очень красива; на противоположном берегу видны скальные выходы, много довольно больших зеленых островов и мы плыли по ней почти до темноты. Остановились на ночлег в малоподходящем сыром месте, решив, что это лучше, чем ставить лагерь в темноте. Следующее утро, несмотря на вчерашний потрясающей красоты закат, серое и ветреное. Вышли поздно (в 12 ч.). Здесь ширина губы уже не менее 1,5 км., мы пересекли ее и пошли под правым скальным берегом. Скалы высятся над нами, как бастионы и дойдя до удивительной красоты скальной бухточки, мы решили не проезжать мимо такой красоты, остановится и устроить настоящий обед и провести здесь часа два. С одной стороны бухты отвесные скалы, а с другой каменистая, но более гладкая гряда, поросшая соснами. Мы с Исаем дежурим. Подали обед к 15 часам, но уже в середине обеда зарядил дождь и более уже не прекращался; все небо обложено низкими серыми тучами, нигде никакого просвета и в 18 часов начали искать места для палаток. Абалаки, мы с Нелли и Володя с Исаем забрались на каменистую гряду и поставили свои палатки далеко друг от друга на крохотных горизонтальных площадках, а Ведениковы и Шеры присмотрели себе сравнительно горизонтальные площадки в черничнике на склоне гривки. Еще до дождя почти все успели слазать на вершину скальной стены. Отвесы только в сторону озера, то есть губы, а на другой стороне растет лес. Наверху женщины нашли оазис со спелой, уже красной брусникой, а рядом с ним заросли крупной черники. Но все это было до обеда, а сейчас дождь и дождь без конца и даже без надежды на конец. Решено ночевать здесь и приступили к вытаскиванию и разгрузке байдарок, а мы с Исаем начали готовить ужин. Для поднятия духа команды я задумала изготовить к ужину оладьи, но как только начала полил сильный дождь и сопутствовал всему процессу приготовления. В накидке около костра не подежуришь и очень быстро вымокла до нитки. К счастью на помощь подоспели амазонки (так я называла байдарку Веры и Лены Ш) и вместе мы быстро все закончили. Наконец после ужина дождь утих и я пошла в палатку, а сердобольные "амазонки" стаскивали с меня абсолютно мокрую одежду и сушили ее у костра. На следующее серое хмурое утро (16 августа) дежурные Валя и Виталий накормили завтраком в 9 ч. и первые же были готовы к выходу, остальные провозились до 11ч.20м. К 17 августа мы без особых происшествий благополучно доплыли до Уницы, где когда-то была лесная биржа, а сейчас здесь ничего нет. Только валяются повсюду полусгнившие бревна, щепа и всяческие древесные отходы. Остановились в 1,5 километрах от селения. Володя с Верой Ш. сходили в Уницу и узнали, что из Уницы нас могут отвезти в Кяпесельгу, больше отсюда никуда уехать нельзя. На следующее утро Володя героически встал в 6 утра, сходил в Уницу и договорился с шофером о том, что он завтра приедет за нами прямо сюда в 17.30. Погода позволила нам спокойно высушить и собрать байдарки и подготовить все грузы к отправке багажом, чтобы ехать, как и сюда с одними рюкзаками. 18-го августа в 19 часов нас со всеми грузами подвезли к знакомому станционному зданию. Договорились с кассиршей о том, что сами погрузим наши грузы, также как сами их получали 20 дней тому назад. Грузовой поезд пришел через 40 минут и наши грузы благополучно уехали. Все отправились в знакомый дом приезжих, так как единственный поезд в Москву уедет завтра в 15 ч. дня. А я еду в Ленинград к Гале и мой поезд Мурманск-Ленинград будет в 0ч.48м. Последний раз поужинали все вместе в доме приезжих. Каковы же итоги? Маршрут хороший, разнообразный, но слишком много озер и маловато рек. За все время 40 ходовых часов по воде, но все равно хорошо. Обе губы Онеги красивые. Погода вполне приличная, но было бы лучше выехать дней на 10 раньше. Распрощались. Меня пошли провожать Нелли и обе Веры. Удалось купить билет в купированный вагон. Поезд пришел точно по расписанию, но это был "тот еще поезд", во всяком случае вагон. Все окна выбиты, грязный, запущенный, чая нет, расписание не висит, когда будет в Ленинграде никто не знает, проводника не видно, зато еду одна в купе.