Мемуары И. В. Корзун. Часть IV - После альпинизма. Глава 3. Туризм без Имы, 1974 - 1989.
Часть четвертая
Глава 3-12

Лето 1984 г. 22 июля - 20 августа Карелия

Петрозаводск (1 день); Муезерка - Ровкульское озеро,
Ровкульское озеро (27 дней); Петрозаводск (1 день).

Участники:

•  Абалаков В.М.
•  Чередова В.П.
•  Кизель В.А.
•  Шер В.В.
•  Соляева Е.Л.
•  Дайбог И.С.
•  Корзун И.В.
•  Натан А.А. (с 3/ VIII )
•  Чудакова И.К. (с 3/ VIII )
•  Натан Андрюша (внук Андрея и И.И с 3/ VIII )
•  С 24/VII по 3/ VII в походе принимала участие Дедова Л.А. из Петрозаводска.

Это был последний наш поход, в котором участвовал Виталий, а также Исай, Ведениковых не было потому что неожиданно заболел Юра, а вот почему не поехали Алики, припомнить не могу. Организатором поневоле оказался Виталий. В этом году в Петрозаводске кроме сильной туристической секции, существовавшей уже много лет, была совсем недавно организована и альпинистская секция, и Виталий активно им в этом помогал. Благодарные петрозаводцы предложили Виталию организовать поездку всей его группы в приграничную с Финляндией зону, требующую специального разрешения и недоступную для массовых туристов. Ехали мы впервые в малопосещаемые места, расположенные вдоль местной железной дороги, соединяющей Петрозаводск с Костомукшей. Всем членам группы были заготовлены разрешения на посещения пограничных районов. Группа наша состояла из десяти человек, но трое Натанов: Андрей Александрович, его жена Ия Константиновна Чудакова и их внук Андрюшка, которому было 12 лет, должны были присоединиться к нашей семерке только через 10 дней.

Мы прибыли в Петрозаводск в 11 часов и, как всегда на этой железной дороге, точно по расписанию. Встречали нас по высшему разряду: были представители и туристической и альпинистской секций, а нас, женщин, встречали даже букетами цветов. Петрозаводск мне понравился: удивительно чистый и даже красивый город. Очень хороша главная магистраль города, идущая от вокзала к Онежскому озеру; наш поезд отходит в 20 часов, билеты быстро закомпостировали даже в купированный вагон. Езды до нашей Муезерки 10,5 часов, так что комфортабельный сон обеспечен. Во время дневной прогулки выяснили от сопровождающих, что в Петрозаводске, центре Карелии, живут всего 5% карелов и 3% финнов, остальные белорусы, украинцы, русские и другие. Зато в отношении продвижения по службе, зеленая улица представляется карело-финнам. Надя Коченова, у которой мы оставили свои вещи, живет вместе с девушкой Людой, так как муж Нади военный и находится в длительной командировке. Вдвоем им обеим веселее. Люда дипломница геологического факультета Ленинградского университета работает в туристическом бюро Петрозаводска. Сейчас у нее скопилось несколько свободных дней и ей хочется поплавать вместе с нами на байдарках. Место у нас есть в Володиной байдарке и мы принимаем Люду в свою компанию. В 18 часов в турклубе у нас будет встреча с молодой альпинистской секцией, ей всего-то от роду 10 месяцев. Нас, конечно, заставляют выступать, но за недостатком времени ограничиваемся каждый несколькими фразами. Надя живет рядом с вокзалом, Люда собралась за 10 минут и мы отбыли. Сон наш был нарушен только один раз: в полночь проверяли наши пограничные пропуска, но очень быстро; на нас самих и не посмотрели, только на документы. В 6.50 мы высадились на станции Муезерка, где опять проходим через пограничный пропускной пункт. Для окончательного оформления пограничных документов Виталий с Любой должны съездить в большое селение Реболы. До Ребол 2,5 часа езды, а мы сойдем со всеми грузами в том месте, где дорога будет проходить мимо Ровкульского озера - конечного пункта нашего путешествия. В моем атласе Мира Ровкульское озеро обозначено маленьким голубым пятнышком без указания названия, но селение Реболы и станция Муезерка показаны, и рядом с ними отчетливо видны многочисленные горизонтальные штришки, означающие болота. Судя по атласу в болотах у нас недостатка не будет. Автобус между Муезеркой и Реболами ходит один раз в день. Когда под посадку подошел малюсенький автобусик мы были в панике. Куча наших грузов больше вместимости этой крошки, а народа, кроме нас дожидалась порядочно. Однако, как всегда в России, вместимость определяется желанием уехать и умением упихивать вещи куда удастся. Много народа стояло, а еще больше буквально “висело” между полом, потолком и кучей вещей. По дороге опять проверка документов. Дорога идет по чахлому лесу и болотам, местами лес выглядит посолиднее. На 186 километре (только откуда идет отсчет?) перед нами открылось большое озеро с причалом для моторок и с большим открытым пространством, вполне удобным для выхода байдарок. Выгрузились и сразу начали собирать пока две байдарки: мы с Исаем его старенький “Луч”, а Володя с Верой ее легкую байдарку, хорошо себя зарекомендовавшую еще в последнем походе. Кругом нас ходят грозы, пугают громами, солнца нет и при том довольно холодно. Несколько раз “принимался” дождь, но какой-то несерьезный - и идти-то ему вроде бы не из чего, а он идет и даже мочит. Надо поскорее отплывать и ставить лагерь. В 15 часов приехали из Ребол Виталий и Люда и приступили к сборке остальных байдарок. К 17-ти часам на плаву были три байдарки и мы с Исаем отправились искать место для лагеря. Минут через 20 высадились на мысу. Нельзя сказать, чтобы место было привлекательным: кругом только багульник, глубокий мох и огромное количество черники. Однако на мысу нашлось довольно ровное место для палаток. Пожалуй самое примечательное это все-таки несметное количество черники спелой, крупной и буквально полностью покрывающей кусты. Будет здесь и брусника, уже поспевает голубика. Есть и грибы, есть и морошка. На этом мысу и был организован наш первый лагерь на Ровкульском озере. На Ровкульском озере мы прожили весь наш отпуск, меняя только места лагерей. Из первого лагеря Люда ездила в Реболы по своим собственным пропускным делам и привезла приглашение от пограничников Виталию и еще кому-нибудь из нашей группы провести беседу по альпинизму. Мы делегировали на встречу Виталия, Валю, Володю и Веру. Наши делегаты принарядились и мы с Исаем отвезли их до шоссе и пригнали назад все три байдарки. Пограничники обещали привезти наших к 8-ми часам вечера, что и было ими выполнено. Обратную транспортировку делегатов мы с Исаем проводили аналогично утренней. После ужина попробовали не выдаст ли нам озеро в придачу к уже обнаруженным “дарам природы”, еще и рыбку? Выдало, да еще как! Ехать удить было уже поздновато и Вера, Лена и Люда попробовали закинуть удочки прямо с береговых камней. Лена закинула даже без червя и сразу вытащила окуня. Дальше больше: каждая заброска давала рыбешку. Виталий не выдержал и присоединился к ловцам. Окуньки и плотвички ловились чуть ли не руками. В 23 улеглись спать, но мне не спится: темноты нет, все становится серым и призрачным. Чернику, пожалуй, собирать поздновато, а все остальное вполне доступно. На следующий день (26/VII) собираемся обследовать озеро. Пограничники подарили Виталию полукилометровую карту, для нашего причудливо изрезанного озера с большим количеством островов, она нам очень пригодится. Едут три байдарки - все кроме Абалаков. Собирались не торопясь: Вера кончала дежурство, Володя прилаживал руль, Исай заклеивал резиновый круг. Время шло, а вместе с ним шли на нас грозовые тучи. Вот уж грохочет где-то совсем рядом, вот уже черная туча над нами. Нам бы подождать, а мы все-таки отплыли, и только мы вышли на плес, начался дождь, почти сразу перешедший в ливень, да еще и с градом. Вера с Леной и мы с Исаем, заливаемые ливнем, против ветра и волны почти вслепую и совершенно мокрые, вернулись в лагерь, а Володя с Людой подплыли к болотистому берегу и успели вытащить и перевернуть байдарку и надеть плащи. По сравнению с нами они отделались легким испугом. Мы продолжали обследовать берега и даже острова озера. Ездили разными компаниями. 27-го июля ездили 3-мя байдарками: Виталий с Валей, Володя с Людой и мы с Исаем. Много раз высаживались, соблазненные то пляжем, то каменистой грядкой, то сарайчиком на берегу, то ручьем, впадающим в озеро, но все высадки заканчивались одинаково: за пляжем, каменистой грядкой или ручьем обязательно болото, заросшее густым багульником, глубоким мхом и черничником; нигде лес в глубину не пропускает. Зато ягод, грибов и рыбы полным-полно. Встречали и болота с прорытыми каналами (по-видимому предпринимались попытки осушения больших болот). Напоследок решили обследовать группу островов. Около первого острова Виталий забросил спиннинг и поймал большую щуку, килограмма на 2,5. Они с Валей очень ловко засадили щуку в сачок, а потом отправили ее в Володину байдарку, где она долго еще не хотела засыпать. Высаживались на всех трех островах. Первый большой и длинный - такого же характера, как и все берега - багульник, черничник, глубокий мох. Маленький островок напротив точно такой же, а вот третий остров с тремя пляжами оказался интересным. Середина острова приподнята, почва твердая, лес сухой, сосновый и много ровных площадок вблизи пляжей. Черники и багульника мало, зато много брусники и низкорослого ягеля. Остров всем понравился и мы решили перенести сюда лагерь. Как всегда по дороге домой нас захватил дождь, но вымокнуть сильно не успели, вчера были гораздо мокрее. После обеда мужчины обычно “сосредотачиваются” в палатках, то есть попросту дрыхнут. На этот раз после обеда мы с Верой рискнули разбудить наиболее легкого на подъем Володю и двумя байдарками тихонечко покинули лагерь. Вера с Людой на Вериной байдарке, мы с Володей на Салюте. Поплыли мимо облюбованного нами острова на противоположный берег озера, где издали видны три пляжа. Высадились на крайнем правом. Пляж прекрасный и берега между пляжами совсем другие. Здесь в воду уходят обглаженный скалы и берег крутой, похожий на обычные Карельские берега. Зашли в лес мало отличающийся от нормы: багульник, черничник, мох, камениста грядка и ... болото. Хорошо поплавали два часа, но наша поездка не изменила принятого решения перебазировать лагерь на остров. Утром сборы черники, упаковка грузов. После обеда флотилия отплыла, а уже через 45 минут при попутном ветре мы высадились на острове и я занялась установкой лагеря №2. Для костра Володя вырыл яму под защитой большого камня; для столовой приволокли бревна и все получилось отлично, очень было уютно сидеть на бревнах вокруг костра, почти как на гостеприимном Лижм - озере. Однако были у острова и недостатки. Он был слишком маленьким (длина 800 м., а ширина не более 250 м.), а потому насквозь продуваемым и несмотря на его сухость гулять было негде. Кроме того в нем почти не было подлеска и сквозь сосны просматривалось очень далеко, поэтому нелегкой задачей было разделение острова на мужскую и женскую зоны; пляжи тоже были слишком близко один от другого, для того, чтобы можно было не думать о купальниках. Уже совсем перед сном, когда мы сидели на бревнышках и мирно беседовали, Виталий разулся и зашел со спиннингом по колено в воду и тут мы услышали плеск и увидели, что Виталий тянет к берегу упирающуюся щуку, (хотя упираться ей и нечем). Виталий ее очень удачно вытянул, даже без подсачника, а Лена бесстрашно ухватила ее за жабры, после чего эту щуку, килограмма на полтора, а то и больше, благополучно упрятали в мешок. Что и говорить, места здесь изобильные, недаром приграничная зона. Сегодня субботний вечер, но за весь день мы видели не больше 3-х моторок. И только я успела, сидя на бревне, записать это в свой дневник, как к нашему пляжу подлетела моторка, ведомая дюжим, ражим и рыжим парнем, который, заглушив моторку, подошел к нам. Это был Геша, пильщик из Муезерского леспромхоза. У него есть дома корова и он по выходным ездит сюда на озеро и обкашивает болотины. За шоссе мы видели такие обкошенные луга, но думали: раз покос, значит сухо; оказывается, косят здесь на болотах. Спросили его про осушение болот, правильно ли мы подумали, что каналы, которые мы встретили, прорыты для орошения. Довольно зло он ответил, что кому-то, видимо, хочется показать, что вон сколько кубометров для орошения нарыто, а осушать здешние болота совершенно бессмысленно. Рассказывал также про варварскую вырубку леса в Карелии, вырубку, которая становится только безобразнее с повышением мощности трелевочных тракторов и пил, а главное, с повышением норм выработки. Про озеро сказал ласково, что оно богатое: водятся здесь и щуки и окуни, и ряпушка. Промыслового лова нет, запрет на лов для местного населения объявляется только во время нереста. На следующее утро Геша снова заглянул к нам, пил с нами чай и комментировал нашу карту озера, рассказывая где больше рыбы и где какие достопримечательности. Он сказал также, что в речке Емельяновке, по которой мы думали доплыть до следующего Торос-озера, воды совсем мало, так что плыть нельзя, байдарки придется проводить пустыми, а в некоторых местах обносить.

Сильный ветер дует почти без перерыва и наш “чудо-остров” уже начинают поругивать. Мы с Володей опять сплавали, чтобы проверить не упустили ли мы какого-нибудь приличного места на берегу. Высаживались очень часто, заходили довольно глубоко в лес, но ничего подходящего не нашли; надо искать подальше в северной части озера.

Подходит день отъезда Любы и в тот же день приезда Натанов. Накануне этого дня погода смилостивилась: ветер утих, значительно потеплело, прекратились ежедневные дожди и даже солнце часто выглядывает из-за облаков. Постепенно становится тепло, почти жарко. Люда пробыла с нами неделю; уже на четвертый день получила свой пропуск и нигде не отметила командировку, но ее все это не очень волнует. Люда женщина решительная, немного вздорная, но в общем хорошая. Ей 33 года, семьи нет, много лет отдано туризму, привыкла руководить и командовать группами. Люде хочется привезти в Петрозаводск черники или черничного варенья. Мы решили ей помочь (ведь коллектив это сила) и объявили с утра день сбора черники для Люды. Начали было с нашего острова, но Люда заявила, что на острове не черника, а надругательство (слишком мало и недостаточно крупная) и что всем нужно ехать на место старого лагеря, где ее действительно видимо, невидимо. Поехали за черникой Володя (у него там есть собственная плантация), Люда, Лена и Абалаковы, а мы с Верой и Исаем остались на острове. Сначала мы с Верой нарвали (на всякий случай) котелок черники на острове, а потом Исай отпустил нас обследовать дальше берега, сказав, что хочет погреться и отдохнуть на острове, такая сегодня здесь теплынь и благодать. Мы уплыли, взяв с собой пустой котелок и кружку. Мы уплыли в 12.30, а вернулись в 15.30. За наше трехчасовое плавание мы приставали к берегам, бродили по болотам, собирая чернику и морошку, и даже купались. Привезли полный котелок качественной черники и кружку морошки. Остальные провели блестящую операцию по сбору черники - привезли 12 литров первоклассной черники. Вместе с нашим котелком хватит и на варенье, и на то чтобы привезти сырьем. И вот настал день отъезда Люды и прибытия Натанов, чудесный солнечный, жаркий день. Люда везет в Петрозаводск 4 литра черничного варенья (для большего количества не хватило тары) и полиэтиленовый мешок, набитый черникой. Тепло простились с Людой. На встречу Натанов уехали все наши мужчины на трех байдарках и долго не возвращались. Наконец, уже после 13 ч. в “лазоревой дали показались корабли”, причем было их четыре, а это значит, что Натановскую байдарку уже собрали у пирса. Очень было приятно встретить Натанов, но новости о Юре не очень приятные: без всякой причины у него поднимается температура. Натанов (кроме маленького Андрея) я уже хорошо знала, вместе в походах мы не бывали, но со слов Веры и Ведениковых, спутники они очень приятные. Этот день мы провели в праздности, но на следующий день Виталий распорядился разбить группу на две: Абалаковы и Шеры поедут разведывать речку Емельяновку, чтобы установить возможность ее прохождения, и тем самым, определить наши шансы на переход в Торос-озеро. Остальные поедут на поиски нового лагеря в северной части Ровкульского озера, куда мы еще не заплывали. Мы с Исаем завтра дежурим, но Ия захотела остаться в лагере и мы с Исаем тоже сможем принять участие в походе. На следующее утро (1/ VIII ) погода опять великолепная, но ветреная. Накормив всех сравнительно ранним завтраком мы с Исаем выплываем вместе со всеми и сразу разъезжаемся в разные стороны. В нашей группе Володя в одиночестве на своем Салюте, два Андрея в 3-местной Таймени и мы на верном Исаевском Луче. Надо сказать, что такого чисто "отдыхательного" лета у нас еще не было. Это даже не поход, а проживание на озерных берегах и островах с возможностью пользования байдарками. Ну, что же, в нашем возрасте и это не плохо! Пересекли плес против волны и высадились то ли на острове, то ли на длинном полуострове; с помощью карты установили, что это полуостров, а впереди еще два таких же. Маленький Андрей во время пересечения плеса мирно спавший, сейчас принимает активное участие в обсуждении и даже дает указания Андрею старшему, а Андрей старший деликатно и ненавязчиво выполняет воспитательные функции, приглушая неуемную активность внука. Обогнули полуостров, чтобы посмотреть его с другой стороны. Там оказалось много пляжей, но сразу за ними противные болота. В 14.15 отплыли в обратный путь. До мыса летели по ветру и по волнам, но плес пересекали против ветра. В лагере были в 15ч.15м. Около 16-ти часов подъехала группа Виталия, привезя уйму хороших грибов и не очень приятные известия о речке. Геша был прав. Первая шивера очень длинная (500 м), воды мало, а течение сильное при наличии острых камней. Второй порог простой и всего метров 50. Вдоль реки идет тропа, но вынести на нее байдарки невозможно. Нашли приличные места для стоянок и вообще вдоль реки совсем другой ландшафт. Ийка внесла в нашу компанию массу оживления, кроме того она обладает великим даром помогать окружающим с таким видом и с такой радостью, будто это является пределом ее мечтаний. Она уже вызвалась завтра помогать дежурить Володе (Люда-то уехала), хотя мы хотели предоставить вновь прибывшим “режим наибольшего благоприятствования”. Вот только, как бабушка, несносна и все время “воспитывает” Андрюшку и следит за каждым его шагом. Андрюшка был отправлен спать очень рано (22 часа), чтобы завтра в 5 утра поехать с дедом удить. Следующий день опять великолепный, все отдыхают и бездельничают. Ия, вызвавшаяся “немного помочь” Володе, дежурит практически в полную силу. Главное событие дня: большущая щука, килограмма на четыре, откусила блесну и ушла в “синее море”, а была уже почти в байдарке. Андрюшка маленький по настоящему плакал. Вечером отмечался “день байдарочника”, установленный самой же группой на 2-е августа, с разведенным спиртом, изысканным ужином и шоколадными конфетами. На следующее утро снимаем лагерь и переезжаем на новое место. На острове мы прожили пять с половиной дней. Раз уж не дано нам этим летом плыть по разным озерам и рекам, надо искать разнообразие на нашем единственном, и уже ставшим родным, Ровкульском озере. Перебазируемся на мыс у начала речки. Собирались долго, а плыли всего лишь час. Остановились у мыса, там же рядом начинается и речка. Палатки поставили довольно кучно почти на самом мысу. Пришлось срочно собрать почти поспевшую бруснику, так как места без ягод не нашлось. После обеда Вера, Володя, Лена, Андрюшка маленький и я пошли знакомиться с окрестностями. Пересекли полуостров и вышли к заливу. Оттуда виден мыс, который мы проходили во время разведки, потом шли по лесу вглубь полуострова, потом попытались пройти по кромке воды. Берег, также как и лес, одинаково неприятен. Побродив два часа вернулись в лагерь и с наслаждением выкупались. Наши рыбаки наловили уйму мелкой рыбы. Рассказывали, что рыба в камышах буквально кишела. Этот наш 3-ий лагерь на Ровкульском озере оказался самым длительным; мы прожили в нем две недели. Благодаря наличию байдарок мы заплывали в самые разные уголки озера, высаживались на островах, плавали в самых разных сочетаниях: и почти полной группой и по двое или по трое. На речке обнаружили места, где можно было гулять по твердой земле. Начался довольно длительный период сухой, солнечной и теплой погоды. Пошли грибы в таких количествах, что пришлось наложить запрет на все грибы, кроме белых, да и те разрешалось брать только самые крепкие. Мы с Верой и Володей предприняли собственную попытку просмотреть все пороги и определить возможность пройти реку на байдарках, но пришли к неутешительным выводам. Кое-где необходим обнос, а возможной для обноса тропы нет. Чаще всего отправлялись в дальние путешествия наиболее легкие на подъем: Вера, Володя и я. Вначале удавалось уговорить и Исая, но в конце нашего пребывания вытащить его становилось все труднее и труднее. Если кто-нибудь из нашей тройки дежурил, уплывали и вдвоем: или мы с Володей, или мы с Верой, или Володя с Верой. Виталий вполне демократичен, никому ничего не запрещает, изредка дает какие-нибудь задания: накопать много червей или разведать наиболее близкий путь эвакуации Лены, которая должна уезжать через неделю. Мы с Володей вызвались найти хорошую и быструю дорогу до шоссе, без необходимости плыть на байдарках через плес. Дорогу мы нашли, замаркировали место на шоссе, куда она выходит, чтобы можно было легко увидеть его с шоссе. Позднее, когда мы были в этих местах с Исаем, мы нашли еще лучшую дорогу, пересекающую болото по недавно насыпанной песчаной дороге, соединяющейся перед шоссе с ранее найденной нами с Володей. Видны даже выработки, откуда брали песок.

Один раз, когда Лена перегрелась на солнце, я составила Вере компанию в ловле рыбы с байдарки удочкой, так как одному человеку трудно и ловить и снимать рыбу с крючка. Наловили мы с ней тогда 20 окуней и плотвичек. Еще раз во время дежурства Веры и Лены мы вдвоем с Володей поплыли через плес осматривать берега и острова. Высадились на маленьком островке со скальными берегами. Островок оказался очаровательным, напоминающим наш “чудо-остров” и мы довольно долго на нем пробыли, выжидая подходящее освещение для фотографирования и собирая бруснику. На пути домой немного ошиблись направлением и потом долго шли вдоль берега, огибая каждый мыс в надежде, что это наш, и каждый раз убеждаясь, что нам нужно дальше. Мы тогда опоздали к обеду больше чем на полчаса, но поездкой остались очень довольны. Потом был отъезд Лены, по поводу которого накануне устроили прощальный вечер с выпивоном из разбавленного спирта. Провожать Лену поехали Вера, Володя и я. Сначала решили все вместе поехать в Ребол, купить там недостающие продукты и поехать тем же автобусом назад: мы до нашей дороги, а Лена до Муезерки. Из лагеря вышли в 9 часов. Исай и Андрей перевезли нас через залив и в 10 ч. мы уже были на шоссе, где просидели 2 часа в ожидании попутной машины, на которой можно было бы доехать до Ребол. Однако за 2 часа все машины были неподходящие: бензовоз, хлебная и санитарная. Наконец в 12 ч. показался автобус из Муезерки, как всегда битком набитый. Тем не менее он благородно останавливается и подбирает нас. В 12.30 мы уже были в Реболах. Володя пошел в военный городок договариваться о машине для вывоза остальной группы, а мы в магазин за продуктами. Реболы большое селение, растянувшееся аж на 3 км. Дома стоят очень редко; с двух сторон к селению близко подступает вода. Может быть это разные озера, а может быть это воды одного огромного Лекс-озера. Встретились с Володей в столовой, а в 14 часов мы уже едем в том же автобусе, что привез нас, но уже обратно в Муезерку. Автобус опять переполнен. Володя договорился, что 19-го за нами приедет машина и заберет нас со всеми грузами в Муезерку. Долг платежом красен и завтра Виталию и Володе предстоит опять выступать перед пограничниками. Доехали до нашего 190-го километра, простились с Леной и пошли домой. Вышли точно напротив нашего лагеря и через 5 минут увидели 2 байдарки, плывущие за нами. А на следующий день (10/VIII), оставив в лагере Веру и проводив Виталия с Володей к пограничникам, мы поплыли на острова за брусникой в 3-х байдарках: Валя одна, трое Натанов и мы с Исаем. Сначала высадились на довольно большом острове, но брусники там оказалось мало и общество потребовало, чтобы я показала найденный нами с Володей островок, на котором, несмотря на его малые размеры брусники было много. Я боялась, что не отыщу наш с Володей островок среди множества других, но все-таки нашла, и на нем мы пособирали как следует. Два дня назад я выступила с предложением организовать брусничный концерн: все собирают - где кто что-либо брусничное увидит, а потом все объединяется и делится поровну между членами концерна. Валя участвовать в концерне категорически отказалась, а остальные с удовольствием примкнули. Моей задачей было обеспечить брусникой даже “одиноких неумех”: Исая и Володю, которые для себя собирать, перебирать и упаковывать не в состоянии, а для общества с удовольствием будут помогать и собирать и упаковывать. Концерн заработал и уже за вчерашний день мы с Верой собрали в счет общего блага литров 6 брусники. Сегодня собирают все члены концерна, кроме Володи, который для общего же блага уехал в Реболы.

Особенно азартно собирает маленький Андрюшка, решив обязательно обогнать свою бабулю. Обогнать-то он обогнал, но зато потом при переборке с его мешочком пришлось изрядно повозиться и выкинуть чуть ли не половину его добычи. После островка мы поплыли на соседний большой остров, на котором заманчиво белел огромный пляж. Высадившись на пляже обнаружили, что на нем по кромке леса растет огромное количество чудесной красной брусники. Только по самой кромке, но так как пляж длиннющий, то и брусники силища. При ближайшем рассмотрении оказалось, что мы здесь уже побывали во время разведки и никакой это не остров, а полуостров. Попаслись на бруснике минут 40 и тронулись в обратный путь. Плес, вроде бы, пересекли правильно, но потом, как и тогда с Володей, долго шли вдоль берега, огибая один за другим многочисленные полуострова. После обеда женская часть концерна вместе с Андрюшкой маленьким перебирали бруснику. После ужина рыбаки (Абалаки и два Андрея) вернулись почему-то без улова, а еще вчера Андрюшка маленький поймал первую в своей жизни килограммовую щуку. 11-го августа целый день лил дождь, после которого началось похолодание. Стараемся меньше плавать и больше ходить, исследуем новые места. С Натанами мы набрели как-то на удивительную для здешних мест поляну, с ромашками, березками, хорошей зеленой травой, а за ней не-то река, не-то озеро. У берега деревянная лодка с веслами и вскопанная земля, видимо рыбаки искали червей. Полянка была так хороша и так разительно отличалась от местных пейзажей, что мы были очарованы. Попытка обойти водную гладь и узнать куда мы выйдем не удалась, пришлось возвращаться на шоссе.

С похолоданием совершенно перестала ловиться рыба, как будто здесь ее никогда и не было. Зато подоспела пора созревания брусники. В местах, где ее раньше не было видно, теперь красно от брусники. Совсем рядом с лагерем теперь можно собрать сколько угодно, было бы желание собирать. Вера с Володей поехали на порог с целью пройти по берегу как можно дальше. Вернулись уже после 18-ти, вымокли и от дождя, и от болот, так никуда и не пробились, но на мысу обнаружили 10 солдатских касок и другие памятки войны и остались очень довольны походом. Когда пошли дожди, пришлось подумать о спасении грибов, которые до сих пор мы сушили просто вешая нитки с грибами на ветви деревьев. Теперь для спасения грибов от начавшихся ежедневных дождей мужчины соорудили над костром сложную деревянную конструкцию, накрытую пленкой.

Наступили последние предотъездные дни. 16/VIII с утра все в густом тумане, холодно, но очень тихо. До завтрака я пошла к нашему с Верой пляжу, и пока шла, туман начал подниматься, как бы клубясь. Картина сказочная: туман поднимается, постепенно отрываясь от земли, открывая ее и делая видимой. Несмотря на холод, я все-таки заставила себя отойти по грудь и поплыть назад. Сама вода еще вполне терпимая. После завтрака дежурные Абалаки поплыли к порогу погулять и пособирать грибы и, конечно же, бруснику. Володя, Вера и я поплыли к пирсу, чтобы найти фотогеничные скалы, которые Володя недавно углядел вдали через болото. Долго бродили, но утыкались каждый раз в непроходимые болота. По дороге собирали и фотографировали брусничные скопища на камнях и пнях. В самой глухомани набрели на целую систему окопов и ходов сообщения с пулеметными гнездами. Спасаясь от болот вернулись к озеру и решили исследовать каменистую гривку, поднимающуюся от озера к шоссе. Сначала шли редким лесом, постепенно поднимаясь, потом спустились к болоту и начали обходить его и наконец увидели вдали нашу цель - скальные выходы, полукругом окаймляющие болото. Пошел дождь, но на ходу и в плащах, он нам не очень мешал. Наконец мы добрели до скал, которые действительно оказались очень эффектными. Болото имеет правильную круглую форму и напоминает высохшее, затянутое мхом озеро. Долго дожидались солнца, чтобы запечатлеть скалы с редкими соснами, обрывающиеся у болота. Мы с Верой не теряли времени и собирали бруснику, чернику и голубику. Верка захотела сварить себе “личное” варенье, за что мы с Володей обозвали ее помещицей Салтычихой, но собирать тем не менее, помогали. В лагерь вернулись в 16.15 и даже поспели к обеду. После обеда обычная переборка брусники, а оба Андрея поехали рыбачить. И вдруг возбужденные крики. Оказывается Андрюшка маленький поймал щуку, килограмма на четыре, таких у нас не было даже тогда, когда рыба еще ловилась. Ну уж и фотографировали мы обоих Андреев с этой щукой со всех сторон.

И вот (17/VIII) уже готовимся к отбытию. Чистим лагерь, пакуем вещи и, конечно же, концерновскую бруснику. Получилось 3 больших коробки, это, наверное, литров 42-45, то есть литров по 6-7 каждый член концерна получит в Москве, причем брусники самой высококачественной. За обедом обсуждаем возможность переезда в наш лагерь №1 сегодня же. Виталий проявил демократичность и разрешил проголосовать. Большинством голосов решили плыть сегодня, если успеем собраться к 18-ти часам. Мы успели не только собраться, но и привести нашу стоянку в идеальный порядок. В 18 часов последняя байдарка отплыла от нашего, такого обжитого мыса. Озеро тишайшее, никакой волны, никакого ветра. Только впереди нас полоса дождя, который так и не замочил нас. Еще один день мы прожили в лагере №1, гуляя, чистя кастрюли, укладываясь, а Андрей даже умудрился поймать 2-х щук.

19-го августа утром приплыли к пирсу, собрали байдарки и просидели до 14-ти часов, дожидаясь нашего “пограничного” грузовика. В Муезерке были в 15.30, сдали весь багаж, купили билеты до Петрозаводска и в 21.08 сели в поезд. Один день провели в Петрозаводске, повидали всех знакомых во главе с Надей Качановой, которая организовала покупку для всех билетов, съездили в Кижи, встретились с альпинистами Петрозаводска и в 21 час уже сидели в поезде на Москву.

Это была последняя наша поездка, когда мы плавали на своих байдарках, жили в своих палатках и не связывались ни с какими туристическими организациями. Но мы старели, нам становилось труднее ездить с большими грузами. Таскать рюкзаки с палатками и спальными мешками тоже становилось трудновато. Постепенно даже житье в палатках становилось неудобным. Но, самое главное, начали редеть наши ряды. Сначала заболел Гарф, Исай, и самым неожиданным для всех была болезнь нашего командора Виталия. Мы все, и главное сам Виталий считали, что он неуязвим. Он считал, что, как и прежде, может справиться с любой болезнью тренировкой и своей несокрушимой волей; но ему было 80 лет и позади было слишком много преодолений. Так или иначе вся наша команда летом 1985 года разбрелась по разным причинам кто куда и в Сванетию поехала сравнительно небольшая и не совсем обычная компания.

Нашей целью было познакомиться, уже в качестве пожилых туристов, с тем краем, которым когда-то любовались с вершин Безенгийского ущелья и который большинство из нас никогда не видело изнутри. Грузия была родиной многих выдающихся альпинистов и многих наших друзей, но знали мы в ней только горы и Тбилиси. В Сванетии же практически не бывали никогда. Один только Юра Ведеников в 1967 году вместе с Борисом Петровым (МЭИ) и Анатолием Ивановым не очень основательно походили по Сванетии. Было это давно (18 лет назад) и Юра совсем не возражал против повторения. Нам хотелось пожить среди обычных людей, познакомиться с их жизнью, посмотреть на их города, селения, посмотреть со сванской стороны на наши любимые горы. Никаких пеших походов, никаких палаток, только смотреть и передвигаться обычным для этого края транспортом.